Тема: «Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б».
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все могу я сосчитать:
И деревья на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок, и мальчишек,
И страницы толстых книжек.
- А благодаря какой науке я это могу сделать?
(математике)
- Да, она нас уже многому научила и ещё много чему научит.
На доске вывешены картинки с изображением шагов учебной деятельности.
- Ребята, что вы видите на доске? (На доске расположены 2 шага учебной деятельности.)
- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Будем открывать что-то новое.)
- Сегодня вы продолжите работать с числами. Как вы думаете, зачем на доске зафиксированы эти два шага? (Мы должны постараться сами «открыть» новое знание.)
- Вы готовы к открытию новых знаний? Пожелайте друг другу успехов .
- С чего мы начнем нашу работу? (С повторения того, что может сегодня пригодиться.)
ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ ЧИСЛО
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) Актуализация правила нахождения «части и целого».
СЛАЙД 1
- А вот и первое задание на повторение. Перед вами отрезок. Как вы думаете, какое задание вы сейчас будете авполнять? (составлять равенства.)
Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях. Один ученик у доски.
- Проверяем ваши результаты.
Проводится фронтальная проверка.
- Каким правилом вы пользовались? (Правилами нахождения «части и целого».)
Эталон вешаю на доску.
2) Актуализация состава чисел 1-9, решение примеров с «окошками».
СЛАЙД 2
- А сейчас, я вам предлагаю потренироваться еще в одном умении.
Приготовьте вееры с цифрами.
Догадайтесь, по какому принципу необходимо вставить числа в кружки?
(предположения детей; если правильного ответа сразу не предложат- открываем первую цифру)
Что вы вспомнили, выполняя это задание? (состав чисел)
Посмотрите на числа, которые вы вставили.
Я загадала одно слово. Сейчас рядом с каждой цифрой появится буква…
Попробуйте определить способ, которым можно расшифровать загаданное мною слово.
Размышлять вы будете в парах, но сначала давайте вспомним правило работы в группах:
- с уважением относиться к мнению других,
- когда говорит один, другие слушают,
- работать так, чтобы не мешать другим группам.
( на доске 2 подсказки, на случаи затруднения:
1. Расставь числа в порядке возрастания.
2. Вычеркни все нечетные числа.
|
Если кто-нибудь догадался, дети сами объясняют способ отгадывания.
|
Какое слово получилось? (ЗИМА)
СЛАЙД
Сегодня для зимы день особенный. Кто-нибудь из вас знает почему?
( если нет предположений, предлагаю взглянуть на календарь.)
Сегодня последний день зимы и напоследок она решила заглянуть к нам в гости
СЛАЙД 5/ НА ДОСКЕ?
Да не просто заглянула, она еще и все окна и оконца морозными узорами покрыла. Даже окошки в нашем следующем задании.
Какое знание нужно использовать, чтобы «разморозить» окошки?
(состав чисел)
Фронтальная работа (карточки), по 1 комментируют.
- Нужно подобрать такое число, которое в сумме с числом 5 дает 7. Это число 2….
3) Формирование представления о понятиях «уравнение», «корень уравнения».
Какое из этих выражений отличается от остальных? (первое, потому что в нем неизвестно первое слагаемое, а в остальных второе.
На доске открываю выражение.
- Ребята, как вы думаете, удобно ли всегда на месте отсутствующего компонента рисовать «окошко»? (Нет.)
- В математике принято вместо «окошка» писать буквы латинского алфавита. Например, эту.
Учитель стирает в примере «окошко», а на его месте записывает букву х.
- Кто-нибудь знает, как она называется? Это буква «икс».
- Какое равенство у вас получилось? Кто может прочитать?
Несколько учащихся вслух читают получившееся равенство.
- Кто-нибудь из вас знает, как называются равенства, в которых один компонент неизвестен?
(ответы)
- Это равенство получило специальное название – «уравнение».
А неизвестный компонент принято называть КОРНЕМ УРАВНЕНИЯ
- Чему же будет посвящен сегодняшний урок? (Решению уравнений.)
Учитель открывает тему урока.
- Давайте устно потренируемся находить корень уравнения.
На слайде: 5+Х=7, 2+Х=5
Что помогло вам так быстро найти корень? (знание состава чисел)
4) Пробное действие.
- Сейчас я вам предложу пробное задание.
- Почему оно так называется?
- Достаньте карточку для пробного действия. (задание 2)
Учащиеся достают карточку с заданием для пробного действия (2+Х+4=9).
- Что необходимо выполнить? (найти неизвестное слагаемое.)
- Что нового в этом задании? (Слагаемых не 2, а 3)
- Решите это уравнение , используя знание состава чисел, даю вам 1 минуту.
- У кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
- О чём говорит ваш результат? (Мы не смогли решить уравнение, потому что состав чисел тут не подходит.)
- Покажите ответы, у кого они есть.
Учитель фиксирует на доске полученные учащимися варианты ответов.
- Я вижу, что среди вариантов нет правильного(или многие допустили ошибку). О чём говорит такой результат? (Мы не смогли решить уравнение правильно.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Давайте разберёмся, почему возникло затруднение.
- Какое задание вы выполняли? (Решали уравнение.)
- Каким способом вы пытались найти решение? (Способом подбора.)
- Чем же это уравнение отличается от предыдущих? (Не удобно подбирать неизвестный компонент.)
- Как вы думаете, часто ли возникают случаи, когда неудобен способ подбора? (Да.)
- Почему же у нас возникло затруднение? (Известный способ не подходит, а другого способа нет.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сформулируйте цель вашей деятельности? (Нужно открыть другой способ решения уравнений.)
- Какой компонент неизвестен в этом уравнении? (Неизвестно слагаемое, часть.)
- Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило взаимосвязи «целого и части».)
- Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.)
- Чтобы было удобно, я предлагаю прямо в уравнении выделять «части» и «целое».
- Составим план наших действий. Какой будет первый шаг?
(Определим компоненты действия, СЛАЙД
подберем правило.)
- Какой будет следующий шаг? (Решим уравнение.)
5. Реализация построенного проекта.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Теперь давайте вернемся к пробному действию и попробуем решить уравнение этим способом. ( 1 ученик работает у доски)
……………
Проводиться рефлексия результатов.
Какой же способ подошел для решения уравнений? (чтобы найти часть…)
СЛАЙД 8
- Что в данном виде уравнения неизвестно? (Неизвестна «часть».)
- Что необходимо сделать? (Применить правило нахождения части: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть.)
- Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталону.)
- Какое открытие мы сделали? (нашли способ решения уравнения, где неизвестна часть)
Вы не забыли, кто за нами наблюдает в окна? ЗИМА. И она предлагает нам немного отдохнуть.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Способ решения уравнений мы нашли. Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в решении уравнений.)
№ 5, стр. 21.
- Откройте в учебнике № 5.
- нимательно посмотрите на картинку- как составлено 1 уравнение? Как оно решено?
АЛГОРИТМ НА ДОСКЕ
(1.Определяю неизвестный компонент.
2. Выделяю «целое» и «части».
3. Применяю правило: чтобы найти неизвестную часть, …
4. Нахожу неизвестную часть.)
Второе уравнение один ученик решает комментированием у доски.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Третье уравнение- самостоятельно с последующей проверкой по слайду.
- Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно применил правило, ошибся в вычислениях.)
- Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
- Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Чтобы успешно осваивать математику, какие способности нужно развивать? (рассуждать и вычислять без ошибок)
Сегодня последний день календарной зимы. А как вам кажется. На улице погода зимняя или весенняя?
Переменчивая- где-то лужи, а где-то снег. Утром морозно, а днем все тает. Можно сказать, что в этом году весна ранняя. Но хотя март и на пороге, в народе говорят «И в марте мороз на нос садится». Как вы это понимаете?
Так что у нас есть еще время поиграть в зимние игры, погулять в зимнем лесу, и я вам советую этого времени не упустить.
А пока давайте придумаем «зимнюю» задачу. Как вы понимаете, о чем она может быть?
…Работать вы снова будете в парах. Возьмите лист со схемами, которые я для вас приготовила. Вы можете выбрать любую из схем. Решение и ответ запишите сбоку. Что поможет решить задачу? ( алгоритмы, правила, эталоны)
Альтернатива: задачи составить устно, а решить составную в учебнике:
- В учебнике тоже есть «зимняя» задача.
№ 6, стр. 21.
- Откройте в учебнике № 6 на стр. 21. Прочитайте задачу.
- Чем она отличается от тех, что мы только что решали?
- Что вам может помочь решить задачу? (Эталон решения составных задач.)
Учащиеся открывают план комментирования задачи (из эталона к уроку 10). Учитель заранее переносит эту задачу слайд.
- Проанализируйте задачу. (В задаче известно, что на катке катались 2 мальчика, а девочек на 4 больше. Необходимо узнать все количество ребят. Чтобы узнать все количество ребят, необходимо сложить количество мальчиков и девочек. Мы это сделать не можем, так как не знаем количество девочек.)
- Расскажите план решения задачи. (Первым действием мы узнаем, сколько девочек каталось на катке, вторым действием ответим на вопрос задачи.)
В случае затруднения детей при анализе задачи, учитель помогает вопросами, которые представлены ниже.
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать?
- Как ответить на вопрос задачи?
- Можете ли сразу ответить на вопрос? Почему?
Один из учеников выходит к доске и записывает решение с наименованием и пояснением.
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Наш урок подходит к концу.
- Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения уравнений с неизвестным слагаемым («частью»).)
- Достигли ли цели? Докажите.
- Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите.
- Оцените свою деятельность .
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
- Кого бы вы похвалили сегодня?
- Какие же трудности у вас еще встречаются?
- Где можно над ними поработать?
Домашнее задание:
Дети в учебнике отмечают задание, которое хотели бы сделать, объясняют почему.
|
|
|